Пневматика для всех

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Пневматика для всех » Исторический раздел » Боевая техника - жизнь и судьба ( четвертый выпуск )


Боевая техника - жизнь и судьба ( четвертый выпуск )

Сообщений 481 страница 487 из 487

1

http://sd.uploads.ru/t/bDFLc.jpg

0

481

http://sh.uploads.ru/t/eCNgD.png

http://sg.uploads.ru/t/ISi4q.jpg

28 ноября 1953 года вышло постановление Совета Министров СССР о принятии на вооружение новейшего тяжелого танка Т-10.

15 декабря министр обороны подписал приказ схожего содержания. Как оказалось позже, эти документы были началом конца эпохи советских тяжелых танков. Т-10, создававшийся как «Объект 730» или ИС-8, стал последним отечественным танком тяжелого класса, сумевшим пройти все необходимые испытания и поступить на вооружение. После него были разработаны несколько новых машин этого класса, но ни одна из них не устроила военных. В результате Т-10 стал последним отечественным серийным танком и занял особое место в истории нашего танкостроения.

В годы Великой Отечественной войны тяжелые танки показали себя в качестве высокоэффективного средства борьбы с бронетехникой и укреплениями противника. Бронемашины серий «КВ» и «ИС» внесли существенный вклад в победу, а также показали необходимость дальнейшего развития тяжелых танков. В первые послевоенные годы было предложено несколько проектов новых тяжелых танков, способных показывать более высокие характеристики и боевые качества. Впрочем, основная масса таких проектов не отличалась совершенством и потому не продвинулась дальше конструкторских работ или испытаний опытных образцов.

18 февраля 1949 года было принято постановление Совмина № 701–270сс, определявшее дальнейшее развитие советских тяжелых танков. В соответствии с этим документом, следовало прекратить все работы по машинам с боевой массой более 50 т – на тот момент существовало несколько подобных проектов. Кроме того, постановление требовало создать новый тяжелый танк, вписывающийся в указанные ограничения. Разрабатывать его следовало в рамках кооперации нескольких предприятий. На проектирование и постройку новой техники выделялось всего несколько месяцев. Уже осенью планировалось начать войсковые испытания.

В соответствии с постановлением Совмина, в разработке должны были участвовать СКБ-2 Челябинского Кировского завода и опытный завод №100 (так же г. Челябинск). Вскоре после этого опытный завод стал подразделением вновь сформированного ленинградского ВНИИ-100. Таким образом, фактическую разработку проекта вели СКБ-2 и ВНИИ-100. Объединенный коллектив конструкторов возглавлял Ж.Я. Котин. При этом проект, по документам, являлся «челябинским», что было отражено в его рабочем обозначении.

На всем протяжении проектных работ и вплоть до принятия на вооружение новый тяжелый танк называли «Объектом 730». До начала пятидесятых он также носил название ИС-5, позже поменявшееся на ИС-8. Общеизвестный индекс Т-10 появился только при принятии машины на вооружение. По причинам политического характера, новый тяжелый танк, в отличие от предшественников, в итоге не был назван в честь государственного деятеля.

На разработку нового танка выделялось всего несколько месяцев, что сказалось на подходах к ее выполнению. Конструкторы из Ленинграда и Челябинска решили использовать наработки по существующим проектам, однако их приходилось адаптировать под новые требования. В зависимости от требований и специфики имеющихся наработок, инженерам приходилось улучшать или ухудшать те или иные агрегаты.

http://s5.uploads.ru/t/vpZ9x.jpg
Опытный ИС-8. Фото Warspot.ru

К примеру, корпус для «Объекта 730» / ИС-5 решили делать на основе брони тяжелого танка ИС-7. Однако эта машина весила 68 т и не вписывалась в имеющиеся ограничения. В связи с этим готовый корпус пришлось переделать, разумным образом ослабив защиту. В то время велись различные научно-исследовательские работы, целью которых был поиск оптимальных вариантов бронирования. Их результаты нашли применение в проекте ИС-5 и, в сочетании с решениями ИС-7, позволили получить оптимальное соотношение защиты и массы.

Танк ИС-7 также поспособствовал разработке силового агрегата для перспективного «Объекта 730». Одну из существующих машин этого типа облегчили до 50 т и оснастили некоторыми новыми узлами и агрегатами. Схожую испытательную платформу перестроили и из тяжелого танка ИС-4. С помощью таких машин прорабатывались разные элементы конструкции, в первую очередь, силовая установка, трансмиссия и ходовая часть.

Ограничение массы в 50 т позволило обойтись двигателем В-12, развивавшим мощность 750 л.с. Это изделие позволило получить удельную мощность в 15 л.с. на тонну при разумной стоимости и сложности эксплуатации. Были разработаны и испытаны несколько вариантов трансмиссии разного состава. В составе ходовой части использовались наработки по проектам ИС-3 и ИС-7. Большая часть деталей шасси представляла собой улучшенные агрегаты танка ИС-3. Любопытно, что их также можно было использовать и на других танках серии «ИС». Из проекта ИС-7 заимствовали пучковые торсионы сокращенной длины.

При разработке корпуса использовались идеи проекта ИС-7, но защиту намеренно ухудшили. Схожим образом дело обстояло и с вооружением. Конструкторы решили отказаться от 130-мм орудия, не говоря уже о дальнейшем росте калибра. В башне предлагалось установить 122-мм пушку Д-25ТА – модернизированную версию заслуженной Д-25Т. Главным нововведением в составе орудийной установке стал электромеханический досылатель. Теперь заряжающий должен был помещать снаряды и гильзы на специальный лоток, не тратя время и силы на их досылание в камору. Это привело к двукратному росту скорострельности.

http://sd.uploads.ru/t/TkIoJ.jpg
Т-10 в музее Кубинки. Фото Wikimedia Commons

В целом, проект «730» / ИС-5 представлял определенный интерес с точки зрения подходов к разработке и решения поставленных конструкторских задач. Предложенная бронемашина по целому ряду характеристик уступала некоторым предыдущим образцам. В первую очередь, она имела менее мощное вооружение и более слабую защиту. Однако ИС-5 отличался ограниченной боевой массой, и потому был пригоден для службы в армии.

Характеристики танка оказывались вполне достаточными для решения основных боевых задач. Броня обеспечивала защиту от современных зарубежных орудий, а собственное вооружение позволяло атаковать и успешно уничтожать разные бронеобъекты основных классов. Таким образом, новый ИС-5, несмотря на некоторое отставание по части параметров от предшественников, имел серьезные преимущества в контексте практической ценности.

Основные положения перспективного проекта были сформированы в кратчайшие сроки. Уже в апреле 1949 года в министерство обороны отправился эскизный проект. К началу лета появился набор конструкторской документации, необходимой для строительства опытных образцов. Почти все лето ушло у ЧКЗ на строительство двух опытных танков. Первый из них собрали к середине сентября. Вскоре началось строительство еще двух опытных «Объектов 730»; их отправили на испытания в декабре того же года. Для ускорения работ первые танки нового типа оснастили трансмиссией от ИС-4. Также использовались некоторые другие заимствованные детали.

Первые испытания показали, что танк ИС-5 в актуальном виде не соответствует требованиям. В первую очередь, возникли проблемы с трансмиссией и системой охлаждения вентиляторного типа. Вскоре агрегаты от ИС-4 заменили новой трансмиссией разработки ВНИИ-100 с улучшенными характеристиками. Вентиляторы уступили свое место эжекционному охлаждению.

http://s7.uploads.ru/t/l9env.jpg
Схема Т-10 первой модификации. Рисунок Arsenal-info.ru

В феврале 1950 года – через несколько месяцев после установленных сроков – к первым опытным танкам присоединились несколько новых машин, предназначенных для проведения государственных испытаний. В течение нескольких месяцев танки проходили проверку на разных полигонах в различных регионах. Вновь удалось выявить определенные недочеты конструкции. К концу 1950 года в испытаниях участвовало 13 бронемашин типа ИС-5. Еще два экземпляра построили в следующем 1951-м.

В ходе заводских и государственных испытаний были выявлены различные недостатки конструкции, на избавление от которых понадобилось время. Доводка танка ИС-5 / «Объект 730» продолжалась до самого конца 1952 года. Машины проходили доработку и затем выходили на полигон для демонстрации результатов. Разобравшись с одними проблемами, конструкторы брались за другие. В итоге работы определенным образом затянулись, но все же завершились с желаемым результатом.

В самом начале 1953 года было принято решение о замене индекса. За время доводки танк ИС-5 самым серьезным образом изменился, и его актуальная версия могла считаться новым образцом. В связи с этим появилось обозначение ИС-8. Вполне возможно, что перспективный танк сохранил бы это название вплоть до принятия на вооружение. Однако вскоре произошли известные события, по результатам которых танки перестали называть в честь И.В. Сталина.

В течение 1953 года ВНИИ-100 и ЧКЗ занимались последними доработками конструкции и готовились к запуску серийного производства. 28 ноября Совмин постановил принять перспективный танк на вооружение Советской армии. Постановлением вводилось новое его обозначение – Т-10. Через несколько недель появился аналогичный приказ министра обороны.

http://s3.uploads.ru/t/WmHZ9.jpg
Т-10 в качестве памятника. Фото Wikimedia Commons

Запуск серийного производства не отличался высокими темпами. До конца 1953 года в Челябинске построили всего 10 новых танков. В следующем 1954-м из сборочного цеха вышло 30 бронемашин. В 1955 году был поставлен настоящий рекорд – 90 единиц. По известным данным, на этом производство Т-10 первой базовой модификации остановились.

С начала пятидесятых годов конструкторы разрабатывали новую орудийную установку с одноплоскостным стабилизатором, и к середине пятидесятых завершили эту работу. В 1956 году в серию пошел улучшенный танк Т-10А, оснащенный стабилизатором ПУОТ-1 «Ураган», улучшенным орудием, новыми приборами ночного видения и т.д. Годом позже в производство поступили танки Т-10Б и Т-10БК. Они имели двухплоскостной стабилизатор ПУОТ-2 «Гром» и новые прицелы наводчиков. Танк с литерой «К» являлся командирским и отличался дополнительной радиостанцией, установленной вместо части укладок боекомплекта.

В том же 1957 году на вооружение приняли глубоко модернизированный танк Т-10М. Он получил усиленное бронирование и 122-мм пушку М-62Т2 с двухплоскостной стабилизацией, нес новые пулеметы увеличенного калибра и усовершенствованные оптические приборы. Масса машины выросла до 51,5 т, однако это компенсировалось за счет нового двигателя. Танки Т-10М выпускались с 1957 по 1966 годы; это была самая массовая модификация «Объекта 730». По мере продолжения службы техника предыдущих модификаций проходила ремонт и модернизацию по проекту «М». Таким образом, со временем весь парк тяжелых танков был приведен к улучшенному виду.

Согласно отечественным источникам, за 13 лет ЧКЗ и Ленинградский Кировский завод совместными усилиями собрали свыше 1500 тяжелых танков Т-10 всех модификаций. Разведка НАТО давала куда более смелые оценки – порядка 8 тыс. танков. Так или иначе, выпущенных Т-10 хватило для перевооружения бронетанковых войск, предусматривавшего замену устаревших тяжелых танков. Советская армия получила удобный и удачный инструмент для решения особых боевых задач.

http://s3.uploads.ru/t/Oy7ez.jpg
Музейный Т-10М. Фото Wikimedia Commons

Следует отметить, что в середине пятидесятых годов танк Т-10 рассматривался, скорее, как временная мера, поскольку к этому времени были разработаны несколько новых проектов тяжелых танков с более высокими характеристиками. Однако ни один из них не дошел до принятия на вооружение, а позже армия отказалась от создания новых машин тяжелого класса, сосредоточив усилия на новой концепции основного танка. В результате Т-10 оказался последним отечественным тяжелым танком, строившимся серийно и эксплуатировавшимся в войсках.

До шестидесятых годов парк техники нашей армии включал танки Т-10 ряда модификаций, но к концу десятилетия ситуация изменилась. Все машины семейства, относившиеся к разным модификациям, прошли модернизацию по последнему проекту Т-10М. Эксплуатация такой техники продолжалась несколько десятилетий и прекратилась уже после распада Советского Союза. Приказ о снятии Т-10М с вооружения появился только в 1993 году. Таким образом, последний тяжелый танк прослужил 40 лет. Примечательно, что служба Т-10М продолжалась на фоне постоянной модернизации и развития основных боевых танков новых моделей.

Бронемашина Т-10 была принята на вооружение 65 лет назад, и это стало началом конца эпохи советских тяжелых танков. Окончательно она завершилась только четверть века назад – в начале девяностых. «Объект 730» / ИС-5 / ИС-8 / Т-10 создавался в качестве компромисса между повышением боевых качеств и боевой массой. Такой подход дал желаемые результаты, и Т-10 стал единственным тяжелым танком своего времени, дошедшим до принятия на вооружение. Вскоре началось развитие основных танков, и последний тяжелый Т-10 занял особое место в истории отечественного танкостроения.

По материалам:
http://otvaga2004.ru/
https://warspot.ru/
http://arsenal-info.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://oruzhie.info/
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Цейхгауз, 2010. – Т. 3. 1946–1965.

Автор:
Рябов Кирилл

http://s8.uploads.ru/t/RCQIS.png

http://s8.uploads.ru/t/pxVhH.gif

С Уважением, Владимир.

0

482

konvlad22 написал(а):

Приказ о снятии Т-10М с вооружения появился только в 1993 году. Таким образом, последний тяжелый танк прослужил 40 лет. Примечательно, что служба Т-10М продолжалась на фоне постоянной модернизации и развития основных боевых танков новых моделей.


А ведь красив зараза! :flag:
Смотрел как-то видео где что-то тяжёлое советское катали. Создалось впечатление, что танк медлительный и неповоротливый. Хотя может такой водитель или машина уделанная. :dontknow:

0

483

FROL написал(а):

Смотрел как-то видео где что-то тяжёлое советское катали. Создалось впечатление, что танк медлительный и неповоротливый. Хотя может такой водитель или машина уделанная.

Да нет, Тимур, не медлительный он для своего веса, да и задачи у него совсем другие. ))

0

484

http://s5.uploads.ru/t/NAoYw.png

http://sh.uploads.ru/t/v7kKA.png

Посвящается всем соотечественникам, боровшимся за благо и процветание нашей Родины – России!

Идея написания этой статьи возникла после прочтения очередной новости об очередном докладе, озвученном Конгрессом США (15.11.2018 передало ТАСС), о якобы существующей военной угрозе со стороны России и Китая. И о том, что Соединённым Штатам следует увеличить военные ассигнования, чтобы оказывать военное давление на указанные страны, а в случае открытого противостояния справиться сразу с обеими. То есть, такая страна, как Соединённые Штаты Америки, жить мирно и проводить миролюбивую политику, не только не хочет, но и не собирается. И вот тут, как у всякого здравомыслящего человека, понимающего, что этот колосс, кроме обычных вооружений, готов пустить в дело и оружие массового уничтожения (ядерное, химическое, бактериологическое и бинарное (иначе какой смысл в его угрозах?)), появилось желание озвучить идеи, способные сдержать и привести в разум таких хорохорящихся индюков. А учитывая, что современные вооружения нынче стоят дорого, ответ военной машине США оглашу в виде асимметричных и недорогих в производстве средств, давно известных большинству граждан, интересующихся военной темой и способных уравнять шансы. И сразу оговорюсь, что данные решения уже массово применялись. Именно поэтому они относятся к разряду проверенных и недорогих, ибо эти технологии уже отработаны. Итак, попробуем спасти мир от безумцев с ядерной дубиной.

http://sg.uploads.ru/t/xHUWj.jpg
Проект российского гражданского экраноплана. Фотография из журнала «Попьюлар сайенс».

Боевые экранопланы

Как известно, экраноплан – это высокоскоростной летательный аппарат, летящий в пределах действия аэродинамического экрана (эффект резкого увеличения подъёмной силы, когда существует экранирующая поверхность). То есть, на относительно небольшой высоте, в пределах десятка метров. На первый взгляд весьма сомнительная конструкция в боевом плане. Ведь её крайне затруднительно использовать над лесом, домами в посёлках и городах, в горах. Получается, ограничения так велики, что остаются прибрежные акватории. Сегодня так и есть, это средство для пограничников и таможенников, а военные не очень-то всерьёз его и рассматривают. И надо сказать напрасно.

http://s8.uploads.ru/t/hQMax.jpg

Проиллюстрировать этот материал можно по-разному. Но в данном случае, думается, что читателям ВО будет интересно взглянуть на… обложки американского журнала «Попьюлар сайенс», в течение многих лет помещавшего на них изображения самых фантастических машин и механизмов. Большинство дальше обложек так и не пошло. Но… некоторые воплотились (хотя и не всегда удачно!) в металле. В любом случае это был отличный тренинг для ума. Вот, например, проект скоростного глиссера, форма корпуса которого такова, что при определенной скорости он выходит из воды и скользит по гребням волн.

Начнём с того самого «резкого увеличения подъёмной силы». То есть полезная нагрузка у этих летательных аппаратов может быть существенно выше, чем у самолётов. Кроме того, некоторые конструкции экранопланов способны переходить в самолётный режим, и их принято называть экранолётами. Но главное, что это аппарат, способный перемещаться со скоростью самолёта у самой поверхности (вода, земля, болото и т.д.), перенося полезную нагрузку больше, чем самолёт, или ракета. Или наоборот, иметь меньшие габариты, для перемещения той же полезной нагрузки, что самолёты и ракеты (в данном случае имеются в виду крылатые, летящие, огибая земную поверхность, так скрываясь от засечки РЛС). Но это касается наземных и корабельных радиолокационных станций, которые где-то от 20 метров и ниже к поверхности, ничего не видят и засечь не могут. Кстати, израильские ВВС до сих пор часто используют этот трюк с уходом от всевидящего ока радара, чтобы внезапно атаковать свои ближневосточные цели. Аргентинские ВВС применяли бреющий полёт с целью атаки флота Великобритании, с помощью топ-мачтового бомбометания. И надо признать, атаковали вполне успешно. Согласно официальных источников, аргентинскими лётчиками так были повреждены примерно 30 судов армии её величества в Фолклендской войне. Теперь же вернёмся к вопросу невидимости перед средствами РЛС. Где не видят наземные посты радиолокационного наблюдения, увидят воздушные. И кстати, у тех же США самолётов-РЛС АВАКС (российский аналог ДРЛОиУ) предостаточно. То есть, к прибрежным базам или авианосным группировкам, крылатым ракетам или экранопланам подобраться не так уж просто. Тем более, что израильтяне и сегодня применяют высоко поднятую РЛС, на аэростате. Она охраняет их атомную станцию. Ну, чтобы такие же умельцы, как израильские лётчики, или крылатые ракеты не могли внезапно атаковать ту самую АЭС. И выходит вроде бы тупик. Но, как мы помним, наука не стоит на месте и, спасаясь от обнаружения с помощью РЛС, пионерами в разработке СТЕЛС-технологий (в России это технологии малой заметности, или ТМЗ), стали те же американцы. Логично, если данные технологии можно применить к крупногабаритным самолётам и кораблям, то их тем белее можно использовать при создании ракет и экранопланов. И в данном случае существенно то, что размах крыла у них зачастую меньше, чем у самолётов, при той же полезной нагрузке.

http://sd.uploads.ru/t/I9tl3.jpg
Паровой аэроплан! Оригинально, не правда ли?

И вот подходим к самому главному. Любое государство, имеющее прибрежные акватории, через которые может быть осуществлено нападение, способно построить и применить экранопланы-снаряды, выполненные по ТМЗ-технологиям. Причём малозаметности со всех ракурсов добиваться не придётся, ибо под экранопланом чаще всего будут волны, которые прекрасно поглощают радиоизлучения. Радиоволна, отразившаяся в воду от самолёта-невидимки, назад, к самолёту-разведчику не вернётся. А это существенно удешевляет постройку и эксплуатацию таких аппаратов, по принципу применения схожими с крылатыми ракетами.

http://s3.uploads.ru/t/3IoyQ.jpg
Дирижабль-авианосец. Было построено даже два: «Акрон» и «Мекон».

Теперь вспомним о дальности полёта. Наверное, будет лишним напоминать, что экраноплан способен скользить вдоль поверхности так же далеко, как самолёты и ракеты. И это значит, что любой корабль, военно-морская и прибрежная база в радиусе тысячи морских миль от точки пуска (почти 2 тысячи километров) оказывается в зоне поражения таким малозаметным экранопланом-снарядом. И вот тут любопытно вспомнить, что для передвижения с применением экранного эффекта вполне подойдут прямоточные ракетные двигатели, которые на современных боевых средствах увидишь не часто. Этот тип двигателей значительно проще и дешевле в производстве, что немаловажно для одноразового летательного аппарата. Для тех же крылатых ракет он мало пригоден, а здесь вполне сойдёт, чтобы создавать экранный эффект и с достаточной скоростью перемещать малозаметный ЛА к точке атаки.

http://sg.uploads.ru/t/bR7vA.jpg
А вот такой «летающий авианосец» так и остался в проекте…

Тут кто-то может заметить, что большинство современных боевых кораблей оснащены средствами ближней обороны – скорострельными пушками и пулемётами. Способны сбивать приближающиеся самолёты и ракеты, огнём орудий и пулемётов. Но это в том случае, если они их засекли и видят на приборах. Этот же аппарат летит чуть выше волн и, как ранее определили, лучше его проектировать по СТЕЛС-технологиям. То есть, приборы не помогут. Но сегодня могут применяться системы видеонаблюдения, в которые заложена программа распознавания объектов (подобие применяемого в торговых центрах, распознавания лиц) и обычное наблюдение вахтенных через бинокли и трубы, с мгновенным оповещением. Это да, но обратимся к советской военной истории. Ещё в 1937 году, в СССР были испытаны «зеркальные самолёты». Кто-то из конструкторов предложил идею покрыть самолёт зеркальными поверхностями, и тогда он станет отражать окружающее небо, что сделает его невидимым для наблюдателей с земли и малозаметным, для вражеских лётчиков-истребителей. Такое свойство было бы очень кстати для советских бомбардировщиков. Сказано-сделано. Вместо алюминия и тонкой фанеры применили оргстекло, с внутренней стороны прошедшее химическую обработку осаждения серебряного зеркала. И с первых полётов этих нескольких прототипов было установлено, что, поднявшись в высоту более двухсот метров, самолёт визуально просто исчезает. Решение казалось гениальным. Но у него выявились и существенные недостатки. Прежде всего, самолёты сильно бликовали на солнце. А вскоре выяснилось, что и оргстекло тех лет в процессе интенсивной эксплуатации под воздействием погодных условий быстро теряет свою прозрачность и начинает мутнеть. А это сразу делает самолёт заметным. Тогда эту техническую проблему решить не удалось, но с современными покрытиями вполне можно избавиться от солнечных бликов и снизить визуальную заметность вплоть до сотни метров, когда оповещать и хвататься за пулемёт поздно. Тем более, при приближении к объекту атаки на 3-4 километра могут запускаться твердотопливные ускорители, увеличивая полётную скорость до 500 метров в секунду. И значит 4 км такой экраноплан снаряд, пролетит за 8 секунд. Учитывая указанные факторы малозаметности, поздновато на него реагировать.

http://s3.uploads.ru/t/p2Ufh.jpg
Опять нечто водное и, в принципе, очень скоростное…

Разгонять такой ЛА вполне по силам с помощью мобильной катапульты и обычных пороховых ускорителей, которые вскоре сбрасываются. В итоге получается достаточно недорогой по современным меркам летательный аппарат (если сравнивать с современными ракетами, в плане дороговизны их компонентов и производства в целом), способный атаковать военно-морскую базу, ракетный крейсер или авианосец на значительном удалении от своих берегов. А чтобы противостоять такой угрозе, придётся начать срочную разработку новых средств обнаружения и перевооружения на них всей армии. И как вы понимаете, даже у сверхдержавы экономические штаны от таких запросов соскочат очень быстро. А, если перевооружаться так же медленно, как современная Россия, теряется техническое превосходство над противником. Которое во все времена давало наиболее весомый вклад в победу над врагом. Более того, вместо 500 кг взрывчатки, такой малозаметный экранолёт может нести небольшой ядерный заряд. И вот тут соединённым Штатам Америки и их морским союзникам в лице Великобритании, Японии, Южной Кореи, Таиланда и Австралии становится совсем грустно. Ибо пуск всего одного подобного аппарата способен уничтожить целый флот, или крупную военно-морскую базу. А учитывая, что на авианосце, попавшем под такой ядерный взрыв, взорвётся ещё и собственный атомный реактор, мощь удара возрастает сразу в разы. И мало того, теоретически ничего не мешает такому экраноплану-невидимке долететь даже до берегов США. А раз сам этот ЛА и его пусковая установка значительно дешевле той же баллистической ракеты и её пусковой станции, логично предположить, что подобных экранопланов будет построено больше МБР.

http://sg.uploads.ru/t/qnw9A.jpg
Журнал 1949 года. На обложке пуск ракет из контейнеров в корпусе самолета. Проект нашел свое применение на современных самолетах «стелс».

Привязные аэростаты-РЛС

Как известно, привязные аэростаты применяются в военном деле очень давно. В последней четверти 20-го века их приспособили нести на себе ещё и РЛС для обнаружения низколетящих целей, недоступных наземным радарам. В итоге получилось весьма эффективное сочетание. А упомянутый выше пример израильского аэростата-РЛС, яркое тому подтверждение. Теперь самолёты на бреющем полёте, огибающие местность крылатые ракеты и маневрирующие ракеты, переходящие в низковысотный полёт, прекрасно видны. И тогда главный вопрос, как сбивать эти атакующие средства. Решение этого вопроса уже предложено и практически отработано. Прежде всего, стоит вспомнить советско-российские ЗРПК «Тунгуска» и более древнюю «Шилку». Если настроить их соединение с РЛС аэростатного базирования, может получиться хорошее взаимодействие разных типов вооружения. Американцы в Афганистане пошли ещё дальше. Они применили свои РЛС со скорострельными пулемётами на автомобильном ходу для защиты военных баз от артналётов душманов. Там, где советские войска несли потери, американцы научились вполне успешно бороться с обстрелами из миномётов и мобильных реактивных систем залпового огня. Заградительным огнём скорострельные пулемёты просто сбивали все подлетающие мины и реактивные снаряды. Этот опыт в борьбе с обстрелами, применили у себя израильтяне, хотя и менее успешно. Ведь прячась в горах, к военной базе оккупационных войск большой боекомплект не подтащишь. Короткий артобстрел и наутёк. А на границах с Израилем ситуация другая. Тут одновременно запускаются тысячи дешёвых ракет. Часть из них долетает до адресата в силу того, что пулемётам просто не хватает боекомплекта, чтобы сбить все. И получается, что надо увеличивать количество таких установок, но ведь военный бюджет небольшой страны весьма ограничен. Этого закупишь больше, значит чего-то другого меньше. Но сама идея прекрасна и, повторюсь, способна показать высокие результаты против низколетящих атакующих средств «воздух-поверхность» и «поверхность-поверхность». Россия и КНР вполне могут защитить опасные направления этими, по сути недорогими средствами. И достаточно эффективно.

http://s3.uploads.ru/t/omVeQ.jpg
Журнал наших дней. «Летающий воин» с реактивными движками и собственными крыльями.

Дальнобойные снаряды и ракеты

Как известно, в системе артиллерийского и ракетного вооружения все аспекты полёта снарядов к цели давно изучены. Уже давно здесь выжали что могли. Остаётся бороться только с аэродинамическим сопротивлением и увеличивать тягу/мощь ускорителя.

Большинству читателей, интересующихся военной тематикой, известна скоростная подводная ракета «Шквал», способная двигаться под водой со скоростью 300 километров в час. Ещё из курса физики нам известно, что вода в 800 (!) раз плотнее воздуха. А что, если попробовать преодолеть воздушное сопротивление похожим способом? Если с водой получилось, может для снарядов и ракет воздушного движения, тоже получится? И в этом подзаголовке мы попробуем ответить на данный вопрос.

При высоких скоростях тела, летящего по воздуху, возникает значительное встречное сопротивление от трения о воздух. Прибавив сопротивление боковых поверхностей, расположенных по ходу потока, мы получаем воздушную стену, через которую сложно пробиться. Фактически, каждый летательный аппарат или снаряд продирается, как человек через плотный кустарник. Но думается, что выход есть, если посмотреть на этот процесс иначе. К слову, наверное, именно поэтому многие эффективные инженерные решения зачастую применяются недоучками, с точки зрения учёных. Научным работникам вроде бы всё понятно, а вот пытливые умы сравнивают между собой разные известные процессы, таким образом получая новые перспективные разработки.

продолжение следует

0

485

http://s7.uploads.ru/t/SDXp4.png

продолжение

http://s3.uploads.ru/t/zfkPS.jpg
«Экранолет» из журнала 1961 года. Нет пока таких, и не предвидится!

Давайте вспомним такую широко известную сегодня вещь, как реактивный двигатель. В нём есть компрессор, нагнетающий необходимое воздушное давление. А что, если идею этого компрессора применить к вращающимся артиллерийским снарядам и реактивным снарядам? Разумеется, на открытом воздухе, лопатки турбины будут создавать высокое встречное сопротивление воздушному потоку, которое сводит на нет всю их полезную работу. Но ведь можно же положить лопатки турбины горизонтально, своим верхним торцом навстречу воздушному потоку так, уменьшив встречное воздушное сопротивление до минимальных показателей. На вытянутой головной части снаряда, или ракеты, предназначенной для преодоления встречного воздушного сопротивления, ряды этих лежачих лопаток турбины можно расположить в 2-3 ряда, ступенчато. И когда снаряд уже стартовал, они просто будут прогонять через себя встречный воздух, «отбрасывая» его в сторону. Тем самым снижая встречное воздушное сопротивление. Разумеется, эффективность данной конструкции нужно проверять в специальных лабораториях, в аэродинамических трубах. Мы же будем помнить о том, что, вылетая из ствола, снаряд совершает до нескольких тысяч оборотов в минуту. И, наверное, это вращение возможно использовать для рассеивания встречного воздушного потока. Более того, ряд подобных лопаток турбины можно расположить в хвостовой части снаряда, что позволит уменьшить область разряжённого пространства позади летящего тела (своеобразную присоску, снижающую скорость полёта). А это также снизит общее сопротивление и увеличит полётную скорость. Но мы пойдём дальше и рассмотрим вариант, недоступный для ствольной артиллерии. Реактивные снаряды удобны тем, что им, как таковой, ствол не нужен, а только направляющие. В этом одновременно их плюс и минус. Мы же попытаемся увеличить количество плюсов реактивных систем залпового огня (РСЗО). Чуть уменьшив калибр реактивного снаряда и массу, расположим вдоль всего тела (кроме головной части) длинные лопасти, отдалённо напоминающие лопасти вертолёта. Отодвинем их от тела снаряда на несколько миллиметров и расположим под углом, позволяющим также отгонять воздушный поток от реактивного снаряда. Расположив так по окружности 6-8 лопастей, мы получим ещё один «вентилятор», имеющий малое встречное сопротивление воздуху и обеспечивающий разряжённое воздушное пространство, в котором летит реактивный снаряд.

http://sg.uploads.ru/t/K36ae.jpg
Противолодочный глиссер! Оригинально, но нереально!

Теперь вспомним, что сегодня реактивная установка «Смерч» способна запускать свои 12 снарядов на расстояние до 70 км. А учитывая указанную здесь модернизацию снарядов, вполне возможно нарастить дальность стрельбы до 100 км. И это обычными реактивными снарядами. То есть, Курильские острова, на которые зарятся Япония и США, или любая тихая гавань, которые часто используют современные ракетные крейсеры, становятся досягаемыми для обычного вооружения. И как мы помним, данное вооружение в своём массовом производстве на много дешевле специальных противокорабельных и крылатых ракет. Представим себе, как вражеский крейсер подошёл и «спрятался» за островом, готовясь нанести свой ракетный удар. Чтобы его достать, нужно высылать корабли, которые обойдут остров или запускать дорогие ракеты, способные маневрировать, и «выковыривать» подобных супостатов. В противовес этим действиям, на берег моря может выехать обычная батарей РСЗО с указанными дальнобойными ракетами и произвести залп. Количество ракет в пакете установки Смерч 12, умножаем на 6 машин в составе артбатареи и получаем разовый недорогой залп на дальнюю дистанцию из 72 реактивных снарядов. Учитывая, что эресы будут лететь разом, с малыми интервалами и на скоростях близких к гиперзвуку, в мире сегодня не найдётся ни одной системы защиты корабля, способной отбить такую массированную атаку. А ведь такие реактивные снаряды могут ещё и располагать простенькими системами полуактивного наведения, в конечной стадии полёта нацеливаясь на излучения самого крейсера. И даже, если найдутся утверждающие, что будут поражены надстройки корабля, а сам корпус может остаться неповреждённым. Мы помним, что корабль потеряет управляемость, а пожары внутри от множественных попаданий способны добраться до артиллерийских погребов, со всеми последствиями. Или пока прибудет помощь, неуправляемый корабль ударит о скалы того острова очередной шторм.

http://s9.uploads.ru/t/fmKrS.jpg
Как видите, мечта о «невидимом самолете» никуда не ушла и в наше время!

В итоге кораблям вероятного противника придётся держаться далеко в море, чтобы избежать подобного сценария. А там они становятся добычей подлодок, с теми самыми подводными ракетами «Шквал».

http://s9.uploads.ru/t/epOwK.jpg
«Стелс-субмарина» – это круто!

Завершить же описание недорогих рацпредложений хочется фразой: «Пока российская земля полна «Иванами Кулибиными», ответ на увеличение военных бюджетов стран вероятных противников всегда найдётся!»

Разумнее закончить политикой

В дополнение к описанному в начале статьи. Вызывает тревогу торг правительства России с Японией. Понятное дело, что в этих переговорах речь идёт о мирном договоре и экономических соглашениях. Мирный договор позволит установить более чётко определённые отношения с Японией и ограничит возможности воздействия на территории РФ с американских военных баз, расположенных на японских островах. Но вот процесс этого самого торга вызывает подозрения. Не исключено, что истерия нагнетается специально нашими «спящими патриотами», кстати, описанными недавно на сайте Военного Обозрения в статье «Навальный и «спящие патриоты»». В любом случае, вопрос в споре с японской стороной стоит кардинально. От России требуют отдать острова Курильской гряды. Те самые, за которые наши деды проливали кровь. Ради которых сотни тысяч наших соотечественников рисковали жизнью. И в свою очередь, пока на граждан Российской Федерации СМИ оказывают психологическое давление, Кремль ничего чёткого и внятного не отвечает своим согражданам. Чаще всего просто отмалчивается. Вот из-за причин, обозначенных в этой статье, и родилась мысль придумать ответ для «горячо любимой» американской стороны, которая незримо стоит за переговорами с Токио. То есть даже если подведут российские дипломаты, отдав острова, за которые пролито столько нашей крови, выигрыш противников может оказаться мизерным и недостойным затраченных на это усилий.

http://sd.uploads.ru/t/Eb6VK.jpg
Ударный самолет следующего поколения станет беспилотным?!

В итоге, полагаю, что развитие указанных технологий во многом уровняет шансы сторон, даже против более сильного врага, во всех приморских зонах конфликта. Более того, России выгодно будет поделиться наработками по этим темам с тем же Китаем. Тогда все военные базы США и их союзников в Индийском океане и юго-восточной части Тихого океана станут не просто досягаемыми, а лишатся всякого стратегического перевеса в свою пользу. Смогут быть безнаказанно атакованы (в пределах тихоокеанских сил) и уничтожены противником. И вот, когда возникнет такое равновесие сил в Юго-восточном регионе Земли, Соединённые Штаты Америки лишатся своего глобального стратегического превосходства над противником, ведь у них много военных театров). А вслед за утраченным военным превосходством в регионе потянутся экономические и политические перемены. По факту, в случае военно-политического равновесия, каждая страна станет выбирать уже не в пользу более сильного, а в пользу более выгодного экономически и политически. А учитывая, что американские товары и сделки, предлагаемые американскими корпорациями, далеко не самые выгодные, и тот же Китай запросто способен предложить значительно более выгодные и дешёвые условия контрактов, хотя бы для того, чтобы выдавить американцев с азиатских рынков, становится совсем интересно. У нас на глазах может исчезнуть очередная сверхдержава, вполне возможно разделив судьбу известной нам старинной сверхдержавы – Древнего Рима.

http://s8.uploads.ru/t/xbndM.jpg
Интересная надпись на обложке: «Каким образом США могут реализовать свои сверхвозможности в области технологии, чтобы обеспечить свое доминирование на последнем рубеже?»

И напоследок обдумаем, что США могут противопоставить развитию указанных здесь технологий. Как мы понимаем, победить и превзойти можно любую армию и любое оружие. Но возникает вопрос цены! В какие суммы обойдётся перевооружение американской армии на новые средства защиты, способные адекватно и успешно бороться с новыми угрозами?! Наверное, даже людям далёким от экономики суммы увидятся астрономическими. Затраты на планируемую Соединёнными Штатами экспедицию на Марс здесь выглядят песчинкой в сравнении с песочницей. Хотя, разумеется, речь надо вести не только о затратах американского госдепа, но ещё и о воле наших политиков, которые должны отдать команду на финансирование указанных программ. А вот тут снова лезут в голову те самые «спящие». Но это из другой оперы и здесь затрагивать не станем.

Постскриптум

Сейчас для США очень важный исторический момент, а правильнее сказать, поворот. Если он будет самонадеянно пропущен, вполне вероятно, мы сможем говорить об этом мощном государстве в прошедшем времени. И видимо для Соединённых Штатов Америки пришло время прилагать срочные усилия к возрождению двух или трёх полярного мира, где каждая из сверхдержав в своей зоне ответственности ограничивает распространение передовых вооружений, обязывая приобретать свою технику и технологии. Иначе вскоре может оказаться, что в мире совсем исчезнут сверхдержавы.

Автор:
Аркадий Гайдар

http://s7.uploads.ru/t/40PLC.png

http://sd.uploads.ru/t/HWTF6.gif

С Уважением, Владимир.

0

486

konvlad22 написал(а):

будет интересно взглянуть на… обложки американского журнала «Попьюлар сайенс»


Интересно, это специально так подобрано и ли в действительности у журнала с вполне мирным названием большинство обложек милитаристские?

0

487

FROL написал(а):

Интересно, это специально так подобрано и ли в действительности у журнала с вполне мирным названием большинство обложек милитаристские?

ахххах, обложки наверно тех годов, когда фильмы гремели про Бэтмана.))

0


Вы здесь » Пневматика для всех » Исторический раздел » Боевая техника - жизнь и судьба ( четвертый выпуск )


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC