Пневматика для всех

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Пневматика для всех » Исторический раздел » Боевая техника - жизнь и судьба ( четвертый выпуск )


Боевая техника - жизнь и судьба ( четвертый выпуск )

Сообщений 511 страница 523 из 523

1

http://sd.uploads.ru/t/bDFLc.jpg

0

511

konvlad22 написал(а):

Серийный револьвер Lefaucheux M1858


Прекрасная вещь! :cool:

0

512

http://s8.uploads.ru/t/E25lR.png

http://s9.uploads.ru/t/WBmXs.jpg

Страна Советов в двадцатые—тридцатые годы делает ставку на лёгкобронированные машины. Танковая программа, рассчитанная на три года, принимается в 1926 году. Общий фонд – 5 млн рублей, одна танкетка может стоить до 6000, танк – в три раза дороже.

Мал золотник да дорог

За основу берётся танкетка Carden-Loyd Mk IV, официально покупают лицензию. Британское чудо техники становится прототипом для советской танкетки Т-27.

Машина принимается постановлением РВС СССР от 13 февраля 1931 г.

Выпуск Т-27 разворачивается в 1931 – 1934 годах на московском заводе № 37, ленинградском «Большевике», на ГАЗе. Всего произведено 3328 экземпляров.

http://s8.uploads.ru/t/3H8uZ.jpg

На 1 января 1941 г. РККА насчитывает 2558 машин, некоторое количество из них участвует в сражениях начала Великой отечественной войны, обороняя Москву и в битве за Крым.

Боевые данные Т-27 уже не вдохновляли, машина поражалась бронебойными пулями из винтовки с расстояния в две-три сотни метров. Бессильна Т-27 перед противотанковой пушкой 37-мм и 7,92-мм противотанковой винтовкой PzB 39.

http://s9.uploads.ru/t/XNbEI.jpg

спользовали во время войны танкетку и как учебную машину.

Вот для чего Т-27 отлично подходила ещё до начала германского вторжения – это разведка и машина связи, в составе разведподразделений общевойсковых и танковых соединений. Успешно применялась в воздушном десанте в составе бригад, здесь с удовольствием экспериментировали с десантированием различными методами.

В 1932 г. ОКБ Гроховского разрабатывает парашютно-десантную подвеску Т-27 для самолёта ТБ-1, и в том же году она поступает в авиацию.

Войска постепенно насыщаются лёгкими танками и Т-27 передают в танковые батальоны стрелковых дивизий.

Танкетка становится основой для создания первого отечественного гусеничного огнемёта, стрелявшего на 25 м. Больше того, во второй половине тридцатых Т-27 послужила основой лёгкой САУ, вооружённой динамо-реактивной пушкой 76-мм.

Обучили Т-27 буксировать противотанковые «сорокапятки».

http://sg.uploads.ru/t/ZlAqB.jpg

Проявила себя Т-27 в разгроме движения басмачей, её ТТХ вполне хватало, чтобы выйти победителем из схватки с нерегулярным воинством, применяющим лёгкое стрелковое оружие, включая пулемёты.

По английским лекалам

Закупает образцы за рубежом специальная комиссия Главного управления механизации и моторизации, возглавляемая руководителем Военно-технического управления генералом И.А. Xалепским.

В руки отечественных специалистов попадает Carden-Loyd Mk IV. Инженеры Страны Советов не совсем довольны увиденным, и группа специалистов под руководством Н.Козыревского на заводе №37 вносит конструктивные усовершенствования. Двигатель набирает мощность до 40 «лошадок», новое сцепление, увеличиваются ведомые звёздочки. Танкетка получает пулемёт ДТ калибра 7,62 мм, с запасом в 2520 патронов. Броня от 6 до 10 мм, на днище – 4 мм. В экипаже — двое. Т-27 развивает максимальную скорость 42 км/ч при запасе хода в 110 км. Радиостанции и наблюдательных приборов нет. Связываются посредством флажков. На поле боя мехвод следит за ситуацией сквозь смотровую щель, пулемётчик использует для этих целей прицел пулемёта.

Корпус Т-27 собран на клёпках, форма коробчатая.

Машина несложна в эксплуатации, но недостаточная проходимость из-за узких гусениц. Военным хочется вращающуюся башню и возможность плавания, позже на базе танкетки создают лёгкий плавающий танк Т-37, вобравший данные применения Т-27.

Танкетку пытались вооружить посолиднее. Пробовали ставить 37-мм пушку Гочкиса и даже 76,2-мм орудие, но выяснился ряд проблем. Росла масса, и шасси не справлялось. Применение большого калибра делало машину неустойчивой. Да и пространства для размещения пушечных снарядов маловато. Про идею пушечной Т-27 пришлось забыть.

Однако танкетку хорошо приняли в армии, и уже к окончанию 1932 года удалось сформировать 65 батальонов по 50 танкеток в каждом.

Танкетка не обладала киногеничностью Т-26 или БТ, но вполне убедительно смотрелась как на учениях, так и в ходе парада на Красной площади.

http://s9.uploads.ru/t/ACqWi.jpg

Автор:
Константин Барановский

http://s9.uploads.ru/t/FILCa.png

http://sg.uploads.ru/t/6Ro7a.gif

С Уважением, Владимир.

0

513

konvlad22 написал(а):

Проявила себя Т-27 в разгроме движения басмачей,


Противосабельное бронирование.

0

514

FROL написал(а):

Противосабельное бронирование.

Для басмачей наверно это был шок, такой же, как у немцев атакованных первыми танками в битве на Сомме.

http://s9.uploads.ru/t/rTvOn.jpg

0

515

http://sh.uploads.ru/t/4dsKP.png

http://s5.uploads.ru/t/IipUf.jpg

Новый тип патронов, более мощных, чем пистолетные, но не таких мощных, как винтовочные, позволил создать оружие, отличающееся легкостью, надежностью и высокой эффективностью. Речь идет об автоматах (штурмовых винтовках).

Когда в Германии ко власти пришли нацисты, это стало толчком к стремительному развитию военно-промышленного комплекса. Вермахт ждало перевооружение с учетом имеющихся на тот час концептов решения главной задачи: вывести немецкую армию на лидирующую позицию во всем мире. Высшее командование тщательно проанализировало перспективы развития техники, оружия и разработало стратегию переоснащения германских вооруженных сил так, чтобы они смогли в будущем вести широкомасштабные наступательные операции, имели вооружение более эффективное, чем у потенциального противника.

Создание и развитие автомата

По военным фильмам немецко-фашистские захватчики представляются нам как солдаты вермахта, одетые в нацистскую форму, каску и держащие в руках MP.

МР.38, а также МР.40 (более позднего образца) выдались хорошими ПП, по своим характеристикам опередившими ту эпоху, что и определило их необыкновенную популярность. Появлению этого однозначно удачного оружия предшествовал ПП S1-100 (MP.34). Впервые ПП, имеющий такую маркировку, выпустили в 1919 году.

http://sg.uploads.ru/t/uaSPh.jpg

Автором создания ПП S1-100 (позже — MP.34) был талантливый немецкий оружейный мастер Луис Штанге. Этому человеку удалось сделать первый в мире пистолет-пулемет, получивший название MP.19. Ранее подобного оружия не существовало. Были лишь пистолеты, винтовки и пулеметы.

http://s5.uploads.ru/t/QugwS.jpg

Согласно условиям Версальского договора, у Германии не было права на серийное производство оружия в своей стране. Это и обусловило тот факт, что очень интересную разработку без малого на десяток лет положили под сукно…

Что показательно, концепт Штанге образца одна тысяча девятьсот девятнадцатого года оставался актуальным десятки лет спустя. В то время состоялось объединение германской компании Rheinmetall со швейцарской Wafenfabrik Solothurn. Немцы купили производство швейцарцев и на их территории, законно, получили возможность делать оружие.

В очень короткие сроки имеющиеся разработки концепта S1-100 были усовершенствованы, а техдокументация актуализирована с учетом научно-технического прогресса. Нужно было только запустить требуемые мощности, после чего можно приступать к массовому производству вооружения. Так, с австрийской компанией Steyr создали компанию, получившую название Steyr-Solothurn Waffen AG. Буквально спустя год была выпущена начальная партия автоматов. Что ни говори, темпы рекордные!

Первыми на вооружение пистолет-пулемет с маркировкой МР.30 получила полиция Австрии. Вскоре ПП стали экспортировать в Латинскую Америку и Европу. Охотно покупали его и некоторые страны Азии. Очень важно: потребитель мог приобрести модели оружия с возможностью использования разного калибра боеприпасов. Steyr-Solothurn S1-100 стал очень популярным благодаря высокой степени поражения противника и неприхотливости в эксплуатации в разных климатических условиях.

Эту модель пистолета-пулемета производили вплоть до 1942 года, когда Австрия и Германия уже были объединены. Единственно, что изменилось – под ПП делали измененные боеприпасы 9х19, получившие маркировочное обозначение MP.34(b).

http://sd.uploads.ru/t/SL5BM.jpg

Конечно, если сегодня сравнить Steyr-Solothurn S1-100 с теми образцами стрелкового оружия, которые существуют сейчас, сразу будут видны слабые места «старика». Идеальным его назвать нельзя. Но ведь не стоит забывать, что речь идет об оружии, сконструированном в начале прошлого века. Именно благодаря этому концепту другие оружейные конструкторы стали эксплуатировать и развивать идею пистолета-пулемета. Многие годы Steyr-Solothurn S1-100 был образцом для подражания.

Отметим, S1-100 делали, опираясь на принцип работы автоматики со свободным затвором. Выстрел производился при открытом затворе. Такой подход позволял выпускать оружие с возможностью использовать патроны с различными характеристиками. Для этого было достаточно установить другой ствол и адаптировать затвор.

Особенным в пистолете-пулемете было то, как располагалась возвратная пружина. Ее вложили в деревянный приклад, что позволило уменьшить размер ствольной коробки, но исключило возможность использовать в S1-100 откидной приклад.

Тридцать два патрона подавались в ствольную коробку ПП с левой стороны. Горловина патронника была с секретом. Так, как обойма входила в прорезное отверстие в горловине снизу, появилась возможность сократить время на замену магазина.

Оригинально сделали крепление штык-ножа — сбоку. Правда, следует признать, что при рукопашной пользоваться им было непросто, так как мешал магазин и переводчик режима огня, расположенные с левой стороны.

Огневые характеристики

Главная особенность пистолетов-пулеметов, которые есть сейчас, — их компактный размер. Но более ста лет тому назад ПП были совсем другими. Ствол тогда имел длину около 200 миллиметров. Общая длина такого оружия составляла 85 сантиметров, вес без боеприпасов — 4,2 кг.

Темп стрельбы первых ПП в целом был стабильным, но зависел от использованных боеприпасов. Огонь велся со скоростью 400-500 выстрелов, опять-таки с учетом того, какие патроны использовались. Наибольшую эффективность в дальности стрельбы демонстрировал ПП Steyr-Solothurn S1-100, рассчитанный на патроны Маузера (9х25). Они могли поразить противника, находящегося на расстоянии почти триста метров. Понятно, что прицельный огонь в этом случае было вести сложно.

По весу и габаритам Steyr-Solothurn S1-100 был сопоставим с карабином, а то и винтовкой. Однако тот факт, что он имел 32 патрона и позволял вести автоматический огонь, делал его незаменимым при ведении ближнего боя.

Плюсы и минусы пистолета-пулемета

Главным достоинством Steyr-Solothurn S1-100 была его надежность и возможность применять разные патроны. Безусловно, интересно и конструктивное решение, связанное со снаряжением магазина из обойм.

Важно, что пистолет-пулемет был прост в обслуживании и легок для чистки. Поднял крышку ствола и получил доступ ко всем основным механизмам.

http://s3.uploads.ru/t/gfJcz.jpg

Как таковых принципиальных недостатков у пистолета-пулемета не наблюдалось. В принципе, даже большой вес оружия может считаться положительным моментом, если учесть, что это помогало стабильности ведения огня.

Однозначным минусом стала длина ПП и расположение штык-ножа. Уж точно это было не оружие для рукопашного боя.

Подводя итог, следует сказать: ПП Steyr-Solothurn S1-100 — выдающаяся разработка, во многом определившая дальнейшее развитие стрелкового оружия.
Автор:
Петр Сердюк

http://s3.uploads.ru/t/vismK.png

http://sd.uploads.ru/t/eO46J.gif

С Уважением, Владимир.

0

516

http://sd.uploads.ru/t/JGNQE.png

http://sg.uploads.ru/t/zVNwQ.jpg

Вообще, этот шедевр, если честно, то есть его макет, я узрел впервые воочию в музее военной техники УГМК в Верхней Пышме.

http://sh.uploads.ru/t/XHWVf.jpg

Впечатлило. Начал копать источники, и тут нарисовался еще один бронетрактор, вроде бы родной брат, но не совсем. Если верить Википедии (ну да, кто ей, типа, верит), то единственный бронетрактор ХТЗ-16 находится в... Киеве. На выставке... простите, я это не выговорю. Короче, в бывшем музее Великой Отечественной войны в Киеве.

http://sh.uploads.ru/t/z7Zxk.jpg

Итак, естественно, я попросил нашего киевского коллегу Околорадского пройтись вечерком до музея и...

http://s7.uploads.ru/t/MK6gX.jpg

http://sh.uploads.ru/t/A8ySa.jpg

http://s3.uploads.ru/t/q2xYW.jpg

Это не то, что я ожидал увидеть. Хотя — реально бронетрактор!

Хотя сами киевские музейные пишут, что это НИ-1. Который "На испуг". Но простите великодушно, от Одессы до Киева эта машина вряд ли бы доехала, особенно учитывая, что у нее и шансов не было из-под Одессы уйти, учитывая то, что там в 1941-м творилось. Могли, конечно, восстановить недобитый, могли.

Так что оставим киевский экземпляр то ли НИ-1, то ли ХТЗ-16 на совести Вики и станем отталкиваться от того, что я увидел в пышминском музее, тем более, что бронетрактор из Верхней Пышмы весьма похож на те фото, что есть на просторах интернета.

Вот такое начало истории. История, она вообще, штука такая... В ней бывает много всего.

Действительно, такое было и в нашей истории, что тут скрывать? Жить и воевать хотелось еще во времена Первой мировой войны, тогда и появились такие творения, что диву даешься, глядя на фотографии. Бронировалось и блиндировалось все, до чего руки дотягивались у умельцев.

Но с моей точки зрения, круче всех были испанские республиканцы. Эти горячие парни вообще творили бронешедевры. Но это достойно отдельной темы.

Мы не стали исключением. Особенно в тот самый 1941 год, когда внезапно у нас не стало танков. И вход пошло все. Мы уже рассказывали на примере бронепоезда «Тульский рабочий», что могут сделать русские головы с подключением таких же рук.

Вот примерно так же появились и бронетракторы. Деваться было совершенно некуда, поэтому они и появились.

Итак, появление бронетракторов было обусловлено потерями на фронтах и невозможностью быстро компенсировать эти потери.

Украина, по земле которой уже вовсю шагали солдаты Вермахта. Город Харьков, в котором, так сложилось, было несколько профильных предприятий.

Завод № 75, где выпускали двигатели для танков.

Завод № 183, где выпускали танки Т-34.

Завод ХТЗ, который выпускал совершенно гражданский трактор СХТЗ-НАТИ.

Так вот, именно СХТЗ-НАТИ послужил платформой для создания бронетрактора ХТЗ-16 или Т-16 (ХТЗ). Как сказал известный у нас специалист по танкам Юрий Пашолок, «Импровизация в промышленных масштабах», ни больше, ни меньше.

Понятно, что импровизация была инициативой рабочих и инженеров завода, но инициатива была такая… Получившая одобрение на самом верху. По крайней мере, нарком среднего машиностроения В. А. Малышев, рассмотрев проект бронетрактора, отправил его на самый верх с положительным отзывом.

Харьковский бронетрактор был одобрен, и 20 июля 1941 года вышло постановление ГКО № 219/сс «Об организации производства 2 тысяч бронетракторов».

Согласно указанным в постановлении срокам, уже в августе ожидалось получить от харьковчан первые 50, в сентябре 850 и в октябре 1100 машин.

В постановлении ГКО №219/сс чётко прописаны не только база (СХТЗ-НАТИ), но и тактико-технические характеристики бронетрактора. Вооружение машины состояло из 45-мм пушки, спаренной с пулемётом ДТ, бронирование лба достигало 30 мм, бортов 13,5 мм. Трактор должен был развивать скорость 18–20 км/ч по дороге и до 10 км/ч по целине.

Работа началась.

В некоторых источниках немного некорректно отображен процесс работы над бронетрактором. Конструировать было нечего, СХТЗ-НАТИ был давно освоенной машиной. Но потребовались в приличных количествах доработки конструкции. Но в итоге это был не просто трактор, обшитый бронелистами, нет. Это была машина на основании вполне нормальных конструкторских решений и промышленного производства.

Но естественно, понадобились изрядные изменения в конструкции, хотя бы для того, чтобы разместить других членов экипажа, компенсировать возросшую массу машины.

http://sd.uploads.ru/t/oiULg.jpg

С чего все началось. СХТЗ-НАТИ

Мощность двигателя удалось увеличить с 52 до 58 лошадиных сил. Масса возросла с 5,1 до 8,6 тонн. В связи с этими факторами пришлось переделывать и коробку передач.

Раму удлинили, каретки катков расставили как у трактора СТЗ-5, а ленивцы вынесли вперёд. У СТЗ-5 позаимствовали и гусеницы, поскольку они были рассчитаны на более тяжелую машину.

http://s3.uploads.ru/t/pMKfb.jpg

Бензобак сместили влево, а место механика-водителя удалось передвинуть вперёд и вправо, освободив боевое отделение, где размещались стрелок и наводчик.

http://s8.uploads.ru/t/UAEZs.jpg

На переделанное таким образом шасси устанавливался бронекорпус, причем харьковским инженерам почти удалось придать броне рациональные углы наклона.

http://sh.uploads.ru/t/hw7by.jpg

Лобовой лист толщиной 30 мм в передней части (перед мотором) имел наклон 20 градусов, у боевого отделения этот показатель удалось довести до 25 градусов. Таким образом, бронетрактор спереди получил защиту от крупнокалиберных пулемётов и 20-мм автоматических пушек.

стати, это было даже толще, чем броня тогдашних советских легких танков. Хотя, уже 37-мм противотанковая пушка спокойно пробивала ХТЗ-16.

И вот что получилось: вместо отчаянной попытки «я его слепила из того, что было», перед нами стоит то ли тяжелый трактор, то ли танкетка (это с 45-мм пушкой!), в целом, весьма грамотно построенная.

http://s8.uploads.ru/t/lhzOW.jpg

Броня – вполне. Повторюсь, не каждый танк столько имел. Вооружение. Да. Хоть 45-мм пушка 20К была и не очень, честно скажем, но это была пушка. Для того, чтобы вразумить особо назойливых пехотинцев врага, ХТЗ-16 имел пулемет. Если не ДТ, спаренный с пушкой, то ДП, который находился внутри рубки.

И самое интересное, этот полусамопал прошел полноценные испытания! Что сразу придает машине вес и законченность.

И это не шутка и не издевка.

Было запланировано пройти на бронетракторе 500 километров. Опытный образец ХТЗ-16 прошёл 470 километров, включая 240 км по булыжному шоссе, 69 по грунтовому грейдерному шоссе, 139 км по проселку и 22 км – в других дорожных условиях. На шоссе средняя скорость бронетрактора достигала 17 км/ч, запас хода оценивался в 119 км. По полю средняя скорость составила 8,9 км/ч, при этом запас хода составил 61 километр.

Кроме того, были проведены полноценные огневые испытания. Всего было произведено 247 выстрелов, из них 147 бронебойными снарядами. Кучность оказалась вполне удовлетворительной, хотя и несколько ниже табличной. Средняя скорострельность достигала 5 выстрелов в минуту.

http://s7.uploads.ru/t/3Klx8.jpg

Понятно, что полноценной боевой машиной эту самоходку назвать сложно. Все-таки есть отличия, и они не в пользу бронетрактора. Тем не менее, 7 сентября 1941 года (война шла 2 месяца!) первые ХТЗ-16, которые начали именовать Т-16, начали выходить из цехов завода.

Всего было выпущено 142 бронетрактора.

Боевое применение.

Оно было. Понятно, что местом боевого крещения Т-16 стали окрестности Харькова, к которому как раз начали подходить немцы и итальянцы.

http://s7.uploads.ru/t/Hncx2.jpg
Участвовали ХТЗ-16 и в обороне Харькова.

http://s5.uploads.ru/t/Vnei3.jpg

Большинство ХТЗ-16 оказалось подбитыми осенью 1941 года. Впрочем, небольшое число бронетракторов смогло пережить сражения 1941 года. Отдельные машины засветились в битве под Москвой зимой 1941 года (в составе 133-й тбр), а последние случаи применения опять под Харьковым в мае 1942 года. Это было последнее их боевое применение, по крайней мере в качестве боевых машин.

http://s5.uploads.ru/t/4sJxf.jpg

http://s8.uploads.ru/t/DP9OZ.jpg

http://sd.uploads.ru/t/uSRPL.jpg

Основными недостатками ХТЗ-16, как и всех бронетракторов, были низкая скорость, высокий силуэт, слабая бронированность, плохая обзорность в ходе боя и неподвижная пушка.

Эрзац-танк… Не от хорошей жизни.

http://s3.uploads.ru/t/uO9lr.jpg

Боевая масса, т: 8-8,5
Экипаж, чел: 3-4

Бронирование
Тип брони: стальная катаная
— лоб корпуса, мм: 20
— борт, корма, крыша корпуса, мм: 10
— лоб рубки, мм: 25
— борт, корма рубки, мм: 10

Вооружение:
— пушка 20К 45-мм, боекомплект 25-30 снарядов
— пулемёт 7,62-мм ДП/ДТ, боекомплект 470 патронов

Двигатель: четырёхцилиндровый, керосиновый
Мощность двигателя, л. с: 52
Скорость по шоссе, км/ч: 15-20
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 5
Запас хода по шоссе, км: 120

Если честно, возникает такое странное чувство, когда смотришь на эту машину... Знаете, вот в дуло ей, как в глаза человеку, прямо смотреть не хочется. Трактор, он не виноват, что на него наварили броню, дали пушку и послали воевать. Он танком от этого не стал. И самоходкой тоже. И не знаю, насколько результативно воевали эти полторы сотни "боевых" машин, но вот есть такое ощущение несправедливости.

Обидно, но не должно было так быть.

Источники:
https://warspot.ru/6466-improvizatsiya- … masshtabah
https://topwar.ru/108500-htz-16-samyy-m … aktor.html
Автор:
Роман Скоморохов

http://s8.uploads.ru/t/I3tBs.png

http://s5.uploads.ru/t/9NZ06.gif

С Уважением, Владимир.

0

517

konvlad22 написал(а):

Если честно, возникает такое странное чувство, когда смотришь на эту машину...


Вот и я думаю, можно-ли было потратить время и средства на что-то более полезное и ли лучше так, чем вообще никак.

0

518

FROL написал(а):

Вот и я думаю, можно-ли было потратить время и средства на что-то более полезное и ли лучше так, чем вообще никак.

Тимур, для того времени это нормально, ничем не хуже бронеавтомобиля Д-8. Да, Д-8 на десяток лет старше, но ХТЗ-16 собирали не для парада.

http://images.vfl.ru/ii/1554656886/0284d3ad/26098102_m.jpg
http://images.vfl.ru/ii/1554656854/757e31fa/26098096_m.jpg

0

519

FROL написал(а):

и ли лучше так, чем вообще никак

Да, лучше хоть что то в то время. Самое интересное, что результативно применяли эти тракторо-танки порой ... и Гансы плакали, размазывая кал по щекам, когда получали снаряд в борт от такой "смешной конструкции".  :flag:

0

520

http://sh.uploads.ru/t/6oqN7.png

http://s8.uploads.ru/t/jYf3Z.jpg

Чем дальше от войны, чем дальше от СССР, тем заметнее преимущество советских знаний над российскими. Тех, кто окончил советские школы и вузы, над теми, кто учился по всем этим новомодным образовательным программам, слизанным с западных аналогов. Знания против компьютера. Реальные факты против фактов, признанных реальными большинством голосов в Википедии.

Скажете: при чем тут вооружение и проблемы образования в России?

Да при том, что именно там, в этой самой Википедии, набираются ума наши дети и внуки. Мы это видели в комментариях к статьям о вооружении или бронетехнике. Знания, почерпнутые в "военных" играх. Причем "знания" агрессивные. Из серии «Два мнения, моё и неправильное».

При всем при том мы ничего не имеем против того, что делают сотрудники «Wargaming» и «Gaijin Entertainment». Очень полезное дело, военные игры, тем более что для того, чтобы правильно нарисовать тот же танк в компьютере, работники перелопачивают горы архивных бумаг. В попытках максимально все приблизить к историческому виду.

Другой вопрос, что у нас пользователи, усвоив полученную в ходе игры информацию, ведут себя про принципу «заставь… богу молиться…»

Вот в диалогах с представителями этой самой нашей молодежи мы столкнулись с одним из примеров проявления таких знаний. Представьте себе нашу реакцию, когда молодой человек, явно интересующийся историей советской бронетехники, вдруг говорит о том, что во время войны немцы придумали Т-34-Т! Более того, он выкладывает реальные фотоснимки тех лет, на которых действительно видны тягачи и другие специальные машины на базе танка Т-34 с немецкими экипажами.

http://s9.uploads.ru/t/rCdGD.jpg

http://s7.uploads.ru/t/oJeU7.jpg

Если говорить проще, вермахт в смысле военной техники и вооружения стал европейской армией. Не германской, а именно общеевропейской. Поскольку затрофеили немцы много чего и со всей Европы, и Британия помогла.

Поломали зубы немцы в СССР. Русские, а на той войне все были русские, не только не сдавались, но и совершили подвиг в тылу. Заводы вывозились в короткие сроки, специалисты эвакуировались. Производство разворачивалось в глубоком тылу.

Но в то же время, в начальный период войны, потери советских войск, в том числе и в бронетехнике, были огромны. Причем техника попадала к немцам не только после боя, но и вполне исправная, брошенная, например, из-за отсутствия горючего. В этом случае вермахт поступал с танками ровно так же, как он это делал в Европе. Вместо звезды рисовали крест, и танк шел в бой уже немецким.

Но были и такие машины, которые попадали в руки немцев с неисправным вооружением либо с поврежденной башней. При этом все остальные системы действовали исправно. Вот их-то и использовали как тягачи и прочие специальные машины. Причем немцы не особо задумывались над модернизацией. Просто снимали башню, а образовавшуюся дыру в корпусе просто затягивали брезентом.

http://s5.uploads.ru/t/OHuF4.jpg

http://s8.uploads.ru/t/Xfpqt.jpg

Это история войны. Но как это связано с «изобретением» Т-34-Т?

А никак.

Миф это, причем довольно топорно сработанный и рассчитанный как раз на двоечников по истории.

Ведь если взять методички «Наставление по буксировке и эвакуации поврежденной техники» (1940 г.), «Памятка по эвакуации машин с поля боя» (1941 г.), «Пособие для бойца-танкиста» (1941 г.), «Руководство по эвакуации застрявших танков с поля боя» (1942 год), то там прямо указывается, что эвакуацию танков необходимо проводить с использованием тракторов или артиллерийских тягачей.

Однако там же сказано, что в отдельных случаях командир имеет право использовать для этих целей танки. Это могут быть не только более мощные машины, но и однотипные с повреждениями. Почему же в отдельных случаях? В чем причина такого решения?

Увы, но причина в моторесурсе танков. Расходовать моторесурс боевой машины на эвакуацию поврежденных танков командиру никто не разрешит. Танк должен воевать, а не выполнять функции БРЭМ. А вот использовать танки с повреждениями, снимая башни, в качестве специальных, в частности, командирских машин, в РККА начали уже в 1942 году.

Правда, это были не Т-34. Это были БТ-7 и Т-26. Уже в битве под Сталинградом в нашей армии появились именно эти машины. Мотор М-17Т, который вообще достоин отдельного рассказа, вполне удовлетворял по всем показателям командиров-танкистов. А "получить по шапке" за использование танков БТ-7 и Т-26 «не по назначению» было невозможно. Машины не выпускались с 1940 года.

http://s5.uploads.ru/t/jHlX8.jpg

http://s8.uploads.ru/t/YpD4U.jpg

http://sh.uploads.ru/t/9ZcuO.jpg

http://sh.uploads.ru/t/Ejxy1.jpg

Т-34 же при повреждении командиры были обязаны отправить на ремонт. Либо в глубокий тыл, на завод, либо в мастерские прямо в тылу корпуса или армии. Повторимся — танк должен воевать! И это непреложное правило войны.

http://s8.uploads.ru/t/Vs4nq.jpg

http://sd.uploads.ru/t/dLaOB.jpg

http://s9.uploads.ru/t/xAmBu.jpg

Вот так примерно и рождаются мифы, в которые со временем начинают верить все. Кто-то скажет — ну и что? Это же не критично. Это просто один из маленьких, не особенно важных эпизодов той войны. Ну верят люди в то, чего не было, и что?

Можно и так подходить к истории. Только ведь война и состоит из маленьких, совсем не примечательных эпизодов. Сколько подвигов было совершено солдатами, офицерами, генералами? Подвигов, о которых мы узнаем только сегодня. А может, и наши дети и внуки будут узнавать завтра. Маленькие эпизоды большой войны...

Весь вопрос в том, как подать. А у нас сегодня подают так, что патриоты пера бросаются в один окоп с солдатами генерала Панфилова, бредут по заснеженным лесам с Зоей Космодемьянской и идут в последнюю атаку с Александром Матросовым. Потому что кому-то надо сегодня защищать героев той войны от таких вот «новых историков». Ставящих под сомнение все, что было в нашей истории тех лет.

Историю именно так и изменяют. Вначале совсем вроде не примечательные эпизоды. Потом какие-то не очень известные сражения. Потом выдуманные кинофильмы. Красивые мифы, которые искажают те события, которые были реально. А затем — вера в советские атомные бомбы в Японии 1945-го. Вера в решающую роль США в победе над фашизмом. Вера в союзников Гитлера и Сталина...

Ну и в качестве последнего гвоздя вот выписка из «Наставления по эвакуации для РККА».

Средства эвакуации.

Эвакуация машин с поля боя производится танками или тракторами (колесные машины могут буксироваться грузоавтомобилями).

Танк одного типа с аварийным легко справляется с задачей буксирования на слабо пересеченной местности в том случае, когда не повреждена подвеска. На сильно пересеченной местности и при поврежденной подвеске необходим трактор или специальные приспособления.

То, что прагматичные немцы для своих нужд использовали все, что им попадалось под руку, это всем известно и на наших страницах было в цикле «Свой среди чужих». Потому совершенно неудивительно, что БРЭМы гитлеровцы начали делать на базе всего, что попадалось под руку: французских, чешских, британских машин. Не стали исключением и наши Т-27, БТ-7 и Т-34.

http://s8.uploads.ru/t/BSwhI.jpg

http://s5.uploads.ru/t/K1GFc.jpg

Если же говорить о наших частях, то да, перед войной и во время войны танковые тягачи промышленностью серийно не производились. В апреле 1940 г. под руководством Н. Г. Зубарева был разработан технический проект тяжелого транспортного трактора на базе шасси танка Т-34, получившего обозначение "Машина 42".

Во время войны в качестве тягачей действительно использовались танки Т-34 с неисправным вооружением, либо хорошо «словившие» в башню, которая силами войсковых мастерских демонтировалась.

Погон башни запаивался броневым листом, в котором устанавливался входной люк. Тягач предназначался для эвакуации с поля боя в укрытие поврежденных и неисправных танков или буксирования средних и легких танков к месту ремонта, а также для вытаскивания танков при легких и средних видах застреваний.

И уже совсем после войны на базе шасси танка Т-34 были разработаны и приняты на вооружение Советской Армии три вида тягачей: тягач с лебедкой, тягач с комплектом такелажного оборудования, тягач Т-34Т, а также самоходный кран СПК-5.

Но до таких подробностей надо было дойти. Дорыться, так сказать.

Но тогда стало бы ясно, что немцы не назвали бы эту машину так, как указано, то есть Т-34-Т. В немецком изложении название бы выглядело так: GPzT-34Z(r) от Gepanzerte Panzer Zugmaschine. Но это же надо опять-таки в справочниках поковыряться…

Намного проще взять и выдать, что изобретателем танкового тягача стали немцы. А наши, как всегда…

На самом деле, у РККА не было особенной нужны в танковых тягачах перед войной. Исходя из приложения к «Руководству по эвакуации застрявших танков с поля боя», эвакуационный отряд должен был иметь 12 тракторов. Которые способны были решить любую эвакуационную задачу.

http://sd.uploads.ru/t/hpWF4.jpg

Особенно «Ворошиловец», который был в состоянии утащить с поля боя все.

http://sh.uploads.ru/t/VQ1a7.jpg

Но разве можно вот так взять и признать, что в РККА было дело поставлено лучше, чем в вермахте? Это себя не уважать. И потому появляются вот такие перлы, которым радостно аплодируют юные «любители интернет-правды»:

«Положение усугубилось с принятием на вооружение танков так называемых новых типов: тяжелого КВ и среднего Т-34. Работать с ними могли только самые мощные тракторы и тягачи. Но последних было, во-первых, мало, а во-вторых, их скорость и подвижность были недостаточными, чтобы поспевать за танковыми соединениями».

Вот! Мало было тягачей, и были они медленные! Не успевали за танковыми соединениями!

Мы долго пытались представить себе эту жуткую картину, как в ходе наступления (например) за танковым соединением, задыхаясь в пыли, поднятой наступающими танками, тягачи с прицепленными поломанными и подбитыми машинами безуспешно пытаются догнать танковые колонны.

Что творилось бы при отступлении, вообще сложно даже представить, мы, честно говоря, раньше хватались за спасительные наркомовские.

Зачем надо было тащить сломанные машины ЗА наступающими соединениями, если по уму их нужно было транспортировать совершенно в другую сторону? В сторону ремонтно-восстановительных баз и мастерских наступающих корпусов и дивизий.

Либо на завод, если дело было совсем печально.

Но разве можно сегодня представить, что в РККА дело обстояло так? Нет, это могли сделать только немцы.

И ведь верят…

Эпилог: безграмотность и неумение работать с источниками плюс буйный полет фантазии и не очень чистоплотные устремления сегодня порождают именно такие «шедевры». Замена научных знаний Википедией приводит к тому, что человек ради упрощения процесса получения информации вообще перестает логически мыслить. Соответственно, не подготовленный к мыслительной работе мозг сдается под напором псевдоинформации и принимает на веру рожденную большинством викиголосов дурь.

И это, к сожалению, наше сегодня.
Автор:
Александр Ставер, Роман Скоморохов

http://sd.uploads.ru/t/WhIsZ.png

http://s9.uploads.ru/t/8y04b.gif

С Уважением, Владимир.

0

521

Совсем недавно читал о БРЭМ из Т-34 в РККА. Если верить написанному, то самое раннее подтверждение существования таких тягачей - пара фотографий датируемых 1943-м годом. Курская Битва. Да и то - кто там сейчас разберёт - использовался ли тягач на постоянной основе, или это экспромт ремонтной бригады. Могло быть и такое. Застоялся аварийный танк в ожидании подходящей башни, ну и поехала на нём бригада.
Оно и понятно - танк должен воевать. Использовать его в качестве тягла, да ещё и в условиях отступления, непростительная расточительность. Особенно когда подбитые, но ремонтопригодные машины остаются на оккупированнонй территории, становясь таким образом безвозвратными потерями для отступающих и "подножным кормом" для противной стороны.
http://sd.uploads.ru/t/Ab25H.jpg

0

522

razamanaz написал(а):

. Если верить написанному, то самое раннее подтверждение существования таких тягачей - пара фотографий датируемых 1943-м годом. Курская Битва.

Служил в Таманской дивизии, был мех. водителем Т-55, Т-62 , Т-72 , а на консервации в боксах с самой войны было полно Т-34 и ИС-3 , новенькие. Так вод  как раз в рем бате были Т-34 без башни, с небольшим, возможно самодельным подьемным краником. Называли их почему то сучки, вероятно, что были без башни. Они использовались для вытаскивания двигателей с современных танков, ну и как буксиры тоже естественно. Бегала такая сучка очень быстро, пробовал сам. Как БМПешка прям.))  :flag:

0

523

http://s3.uploads.ru/t/ofdrm.png

http://s7.uploads.ru/t/3d0U5.jpg
Первый советский серийный самозарядный пистолет ТК

Появление самозарядных или, как чаще всего говорят на Западе, полуавтоматических пистолетов, пришлось на конец XIX века. Этот период истории огнестрельного оружия ознаменовал собой приход пулеметов и магазинных винтовок различных систем.

Конструкторы всех стран мира обратили внимание на такой важный технический параметр, как скорострельность стрелкового оружия. В результате на свет стали появляться первые модели самозарядных пистолетов с магазинным питанием. Одновременно с этим специалисты отмечают, что распространение самозарядных пистолетов шло не так активно, так как мнение о таком короткоствольном оружии, как средстве активной обороны в ближнем бою, было неоднозначным. Многие военные полагали, что никакой необходимости менять револьверы на самозарядные пистолеты просто нет.

В самозарядных пистолетах для подачи патрона из магазина в патронник использовалась энергия пороховых газов. Энергия, возникающая в канале ствола при сгорании порохового заряда, давала тот импульс, который приводил в движение механизм автоматики пистолета. Чтобы выстрелить из оружия, стрелок каждый раз должен нажимать на спусковой крючок. В создании подобного короткоствольного стрелкового оружия в начале XX века серьезно продвинулся вперед известный американский конструктор-оружейник Джон Мозес Браунинг, результатом работы конструктора стал легендарный самозарядный пистолет M1911, который широко эксплуатируется в мире и сегодня. При этом многие последователи использовали идеи американца для проектирования собственных самозарядных пистолетов.

Здесь нужно отметить, что в Российской империи в те годы пользовались лишь услугами иностранных конструкторов, собственных разработок и исследовательской работы по созданию серийных моделей короткоствольного оружия практически не было. К примеру, тот же револьвер системы Нагана был спроектирован специально для русской армии бельгийскими конструкторами Эмилем и Леоном Наганами. В то же время военный министр Алексей Николаевич Куропаткин много раз поднимал вопрос о начале работ над собственным пистолетом. Еще до Русско-японской войны в 1903 году на очередном заседании комиссии ГАУ Куропаткин дал указание о создании нового короткоствольного пистолета, назначив премию за изобретение в размере 5 тысяч рублей. Скорее всего, решение Куропаткина было тем толчком, который заставил российских оружейников обратить внимание на короткоствольное оружие и новые исследования в этой области.

http://sh.uploads.ru/t/l9IPG.jpg
Browning M1903

Откликнулись на новые запросы военных не только оружейники. Считается, что в 1905 году в России представили первый проект самозарядного пистолета. Речь об эскизной работе, выполненной пока лишь учеником реального училища Сергеем Прилуцким. Считается, что в эскизном проекте нового пистолета Прилуцкий использовал наработки Браунинга по самозарядным пистолетам, выбрав в качества патрона популярный в начале XX века патрон 7,65 mm Browning (7,65х17 мм). Собственный проект будущий конструктор отправил письмом в ГАУ, где с ним познакомился известный конструктор Владимир Григорьевич Фёдоров – создатель первого отечественного автомата. Просмотрев проект, Фёдоров отправил Прилуцкому перечень пожеланий к подобному оружию. По мнению авторитетного оружейника, масса нового самозарядного пистолета не должна была превышать 900 граммов, калибр используемых патронов – 9 мм, вместимость коробчатого магазина – не менее 8 патронов.

Самозарядный пистолет Прилуцкого образца 1914 года

Получив необходимые рекомендации, Сергей Прилуцкий продолжил работу над пистолетом, параллельно продолжая учиться. После завершения учебы в реальном училище конструктор закончил Высшее Императорское техническое училище. Доработанный самозарядный пистолет был представлен Прилуцким в 1911 году. Оружие под 9-мм патрон «Браунинг длинный» было отправлено в ГАУ. Познакомившиеся с пистолетом эксперты рекомендовали немного доработать изделие, посчитав, что представленный пистолет заслуживает внимания и может быть изготовлен на Тульском оружейном заводе. На выпуск пистолета Главное артиллерийское управления выдало Прилуцкому 200 рублей.

При проектировании пистолета Прилуцкий опирался на схему работы автоматики пистолета Браунинга образца 1903 года и созданный ранее эскиз. При этом конструктор по рекомендациям военных увеличил калибр пистолета до 9 мм, взяв за основу патрон 9х20 мм Browning Long. Для своего пистолета оружейник создал индивидуальную конструкцию защелки магазина, поместив эту деталь на боковую поверхность корпуса коробчатого магазина с однорядным расположением патронов, а также убрал переднюю верхнюю часть кожуха пистолета. Последовавшее уменьшение массы кожуха-затвора не привело к изменению системы автоматики оружия, однако повлияло на уменьшение массы пистолета, позволяя уложиться в предъявленные требования. Длина данной модели самозарядного пистолета Прилуцкого составляла 189 мм, длина ствола – 123 мм, в стволе пистолета имелось 4 нареза, направление нарезов – правое. Емкость магазина – 8 патронов. Сегодня данный образец хранится в коллекции Тульского музея оружия, некоторые исследователи считают, что хранящийся в Туле пистолет в свое время изготовил лично Сергей Прилуцкий.

http://s8.uploads.ru/t/RDcyS.jpg
Дореволюционный образец пистолета Прилуцкого

Ознакомившись с новым образцом самозарядного пистолета, комиссия ГАУ признала проект достаточно смелым и интересным, оценив перспективность модели и конструкции пистолета. При этом сотрудники Главного артиллерийского управления выделили защелку магазина, которую конструктор поместил на сам магазин, а также целик и экстрактор, которые были совмещены и представляли собой одну деталь. К недостаткам пистолета Прилуцкого комиссия отнесла сложность неполной разборки оружия и тенденцию модели к выбросу стреляных гильз в сторону стрелка. Проект было предложено доработать, но этим планам помешала начавшаяся в 1914 году Первая мировая война. Война закончилась для России революцией, переросшей в полномасштабную Гражданскую войну, которая на годы отодвинула встречу комиссии ГАУ с переработанной моделью самозарядного пистолета.

Самозарядные пистолеты Прилуцкого образца 1927 и 1930 годов

Снова о собственной разработке Прилуцкий напомнил уже в СССР, где в 1924 году подал необходимые документы для получения патента на пистолет. С 1924 до 1927 года, когда патент был выдан, конструктор занимался доработкой пистолета, внося в его конструкцию ряд изменений, отличных от схемы, указанной в патенте. Новая модель доработанного пистолета изначально создавалась под патрон Браунинга калибра 7,65 мм. По сравнению с дореволюционной моделью новый пистолет лучше лежал в руке стрелка и стал более компактным. Длина оружия уменьшилась до 175 мм, длина ствола – до 113 мм. Коробчатый магазин с однорядным расположением патронов вмещал 9 патронов калибра 7,65х17 мм.

Главным конкурентом пистолета Прилуцкого стал пистолет Коровина. В ходе сравнительных испытаний было выдано задание на производство 10 самозарядных пистолетов Прилуцкого, которые в апреле 1928 года отправились в части РККА для прохождения полевых испытаний. Эксплуатация показала, что представленный Прилуцким самозарядный пистолет отличается в лучшую сторону от пистолетов Коровина и Вальтера простотой конструкции и разборки. Самозарядный пистолет Прилуцкого состоял из 31 детали, а модели Коровина и Вальтера из 56 и 51 детали соответственно. Испытания показали также безотказность работы модели. На 270 выстрелов было зафиксировано 8 задержек, тогда как у Вальтера – 17, а у пистолета системы Коровина – 9 задержек на 110 выстрелов. Как отмечали члены комиссии, по кучности боя пистолеты Коровины и Прилуцкого были равны между собой, при этом обе модели превосходили пистолет Вальтера.

http://s8.uploads.ru/t/KDRgL.jpg

Главное артиллерийское управление признало пистолет Прилуцкого победителем испытаний, но не рекомендовало его к запуску в серийное производство и принятию на вооружение РККА по причине имеющихся недостатков. К выявленным комиссией замечаниям относили следующие: при экстракции гильзы часто летели в лицо стрелку, отмечались трудности с извлечением магазина, при разборке оружия на руках отмечались порезы. По итогам конкурса было выдано задание на выпуск примерно 500 самозарядных пистолетов Прилуцкого, которые, скорее всего, отправились в действующую армию, а самому конструктору рекомендовали устранить выявленные замечания.

В 1929 году военные выдвинули к пистолетам новые требования, Прилуцкому и Коровину предписывалось переделать свои образцы под патрон 7,63х25 Маузер. На этот раз в гонку конструкторов включился Фёдор Васильевич Токарев. Проведенные испытания выявили новые недостатки пистолета конструкции Прилуцкого, который потяжелел до 1300 грамм и отличался сильным импульсом отдачи, которую посчитали неприемлемой для подобного оружия. Стоит отметить, что остальные образцы также демонстрировали примерно схожие проблемы. Все пистолеты в очередной раз отправили на доработку, но уже под новый штатный боеприпас – адаптированный патрон Маузера, получивший в дальнейшем обозначение 7,62х25 ТТ. Данный боеприпас на долгие годы станет штатным советским патроном для всех создаваемых в стране пистолетов и пистолетов-пулеметов.

http://sg.uploads.ru/t/ZKLgS.jpg

Очередные испытания пистолетов состоялись летом 1930 года. В них принимало участие еще больше моделей, к традиционным участникам (Прилуцкому, Коровину и Токареву) добавились самозарядные пистолеты Walter, Parabellum и Browning. На этот раз комиссия признала лучшим образцом пистолет Токарева, ставший в дальнейшем знаменитым ТТ. Пистолет Токарева официально приняли на вооружение в конце августа 1930 года.

Пистолет системы Прилуцкого уступал конкуренту по эргономике, массе и безотказности работы. После 1930 года Сергей Александрович Прилуцкий не возвращался к своему пистолету и созданию короткоствольного оружия, сосредоточившись на других разработках. Будучи сотрудником КБ Тульского оружейного завода, конструктор принимал участие в создании спаренных и счетверенных пулеметных установок «Максим», предназначенных для ведения огня по воздушным целям, работал над станком для крупнокалиберных пулеметных систем и созданием пистолетов-пулеметов.

Автор:
Юферев Сергей

http://s9.uploads.ru/t/Ivpsk.png

http://s7.uploads.ru/t/XolDg.gif

"Пистолет системы Прилуцкого уступал конкуренту по эргономике, массе и безотказности работы." - Автор забыл отметить убогий дизайн, эстетику .. и вообще...

С Уважением, Владимир

0


Вы здесь » Пневматика для всех » Исторический раздел » Боевая техника - жизнь и судьба ( четвертый выпуск )


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2019 «QuadroSystems» LLC